г. Липецк, ул. Московская 30, каб. 5-399, Гриев Андрей Иванович

По всем вопросам обращаться: antiterror@stu.lipetsk.ru

Антитеррористический портал

 Липецкого государственного технического университета

Типичные признаки подготовки к проведению терактов

1. Общие сведения

Это подростки 7-14 лет, молодые люди, девушки 15-17 лет, сироты из малообеспеченных семей, не имеющие влиятельных родственников, молодые вдовы, как правило, не старше 35 лет, глубоко верующие (мусульмане) мужчины среднего возраста, совершившие религиозные или бытовые преступления и осужденные шариатскими судами к смертной казни. Чаще это люди одинокие, не имеющие близких родственников или потерявшие связь с семьей.

 

2. Внешние признаки и признаки поведения

Террористы часто выглядят старше своих лет. Мужчины, как правило, чисто выбриты (подготовка к обряду погребения), в безукоризненно чистой обуви. Смертник может иметь отстраненный или, напротив, сосредоточенный взгляд, держаться настороженно, обособленно от других. В целях маскировки женщины-смертницы могут выдавать себя за беременных, могут использоваться лица с различными увечьями (без руки, ноги, глаза и т.п.). Могут иметь место подозрительные (неестественные) выпуклости в районе пояса, носимые объекты, замаскированные под бытовой предмет, рюкзак, сумку, детскую коляску и тому подобное, к которым террорист относится повышенно осторожно. Он обычно прижимает вещи к себе и периодически их непроизвольно ощупывает. Одет, как правило, в одежду, соответствующую местным условиям, стилю, погоде. Но одежда может и не соответствовать погоде для сокрытия на теле взрывного устройства (в зоне проведения может использоваться военная форма одежды). Приводом детонатора взрывного устройства обычно служит шнур или провод, зажатый в руке или виднеющийся из-под складок одежды (рукава).

Характерной особенностью поведения террористов-смертников является заметное немотивированное возбуждение, сопровождаемое обильным выделением пота, а иногда и слюны, повышенным вниманием к окружающей обстановке и людям. Некоторые из них произносят молитвы с переходом на шепот при приближении посторонних лиц.

 

3. Мотивация поведения

а) религиозный, национальный, политический фанатизм;

б) кажущаяся безысходность жизни, вызванная совокупностью неблагоприятных обстоятельств: социально-экономических (нищета, отсутствие средств к существованию, жизненных перспектив, потеря близких, родных людей в военном конфликте, низкий образовательный, интеллектуальный, духовный уровень); этнокультурных (пережитки, устои прошлого, патриархальные традиции, обычаи, приниженность, бесправность роли женщины в семье); психологических (утрата смысла жизни, безразличие представителей власти, окружающих, духовная, эмоциональная, информационная, коммуникативная изоляция); психофизиологических (апатия, агрессия, фрустрация, страх, повышенная подверженность внушению идеологии «агрессивной исламизации», сопровождающейся прославлением и мифологизацией «подвигов» шахидов);

в) иная совокупность сложного мотивационного комплекса, в основе которого лежит контраст негативных — нежелание продолжать жизнь, доведенное до отвращения к жизни, — и позитивных компонентов: благотворительных (материально обеспечить, хотя бы на некоторое время, семью, угодить родителям, роду, мужу, любимому человеку); идейных (вера в собственную миссию, избранность, служение высшей идее, духу, Аллаху, искаженное понимание своего родового, супружеского, религиозного, гражданского или корпоративного долга, выполнение ответственного и почетного задания, поручения); духовно-религиозных (желание очиститься от греха, искупить вину, прийти, слиться с Аллахом), психорегуляционных (избавление от тревог, страхов, фобий, чувства неполноценности); самореализационных (стремление к совершенству, соучастие в общей борьбе); эмоциональных (месть за вред, нанесенный товарищам по борьбе, единоверцам, соплеменникам, родственникам, соратникам по политической деятельности и т. д.).

 

4. Общая и специальная подготовка

Уровень общей подготовки террористов-смертников не имеет принципиального значения. Вся специальная подготовка сводится к достижению беспрекословного подчинения наставникам и готовности к самопожертвованию.

В качестве дополнительного элемента идеологической подготовки молодых мужчин-смертников может использоваться:

  1. противопоставление молодежи родителям и людям старшего поколения;
  2. пропаганда среди мусульманской молодежи идеологии пренебрежения к труду, физической работе, социальной справедливости;
  3. привитие чувства особенного ваххабитского достоинства и превосходства над лицами, исповедующими ислам другого толка;
  4. компрометация обычаев и семейных устоев по традиционным для данной местности исламским традициям, привитие чувства неуважения к официальному мусульманскому духовенству, отрицание их учения в среде верующих;
  5. пропаганда упрощенного исполнения мусульманских обрядов (совмещение нескольких молитв, отрицание требований традиционной школы ислама) в ваххабитских общинах и джамаатах;
  6. навязывание (в том числе и методами физического давления) мыслей об уходе от национального обычая и переходе на позиции «чистого ислама»;
  7. насаждение чувства безнаказанности за посягательство на имущество «неверных» (движимое и недвижимое), жизнь и здоровье «кафиров»;
  8. призывы к проявлениям «джихада» с применением оружия, взрывчатых веществ, ядов;
  9. агитация к вытеснению славян из Северного Кавказа и захвату их собственности силовыми методами.

В качестве элементов идеалогической подготовки молодых девушек («невест Аллаха») может использоваться:

  1. предстоящее замужество;
  2. сексуальное насилие, которое фиксируется на видео;
  3. предупреждение жертвы и родителей, что запись насилия может стать известна всем друзьям и родственникам;
  4. мощный идеологический и психотропный прессинг, цель которого — показать, что единственный выход — «смерть во имя Аллаха».

В качестве элементов идеологической подготовки женщин средних лет («черных вдов») может использоваться:

  1. отрыв этих женщин от семьи и максимальное подчинение джамаату (ваххабитской общине);
  2. мощная идеологическая обработка и приучение к психотропным препаратам;
  3. программирование действий по сценарию организаторов теракта.

 

5. Особенности социальной дезадаптации

Особенности социально-психологической дезадаптации связаны с повышенной тревожностью, замкнутостью, ориентацией только на узкую группу наставников, повышенной пассивностью, деструкцией личностной сферы. В наличии постоянно неустойчивая, неадекватная самооценка. Причем она может быть как завышенной (до ощущения себя сверхчеловеком, решающим судьбы других людей), так и заниженной (нуждающейся в подтверждении за счет этих других людей). Целеустремленность является лишь фиксированным моментом психологической неустойчивости, достигающей уровня ненормальности. Личность акцентуированная, с необычно сильной, яркой, не вполне «нормальной» выраженностью некоторых черт.

 

6. Динамика психического состояния

Психическое состояние террориста может меняться от едва заметного возбуждения до паники. Характер и степень изменения психического состояния террориста зависят от:

  1. индивидуально-психологических особенностей;
  2. сохранения подконтрольности психологического состояния при осознании: приближающейся смерти, наличия факторов, мешающих осуществлению террористического акта (сотрудников милиции, бдительных граждан, неблагоприятного стечения обстоятельств и т.п.);
  3. использования психопрограммирования, психотропных и наркотических веществ.