г. Липецк, ул. Московская 30, каб. 5-399, Гриев Андрей Иванович

Антитеррористический портал

 Липецкого государственного технического университета

Вербовщики джихада

06.11.2014 "Липецкая газета". Владимир Мирошник

Еще совсем недавно любители прогулок по укромным местам парка Победы в Липецке могли наблюдать необычную для присутственного места картину. Расположившись на земле, группа молодых людей славянской внешности совершала мусульманскую молитву. Это был намаз, один из главных обрядов ислама, коий правоверные обязаны читать пять раз в день. Похоже, спартанские условия для богослужения ничуть не смущали молящихся. Да и сам факт намаза на природе не имел ничего криминального. Конституцией России закреплено право граждан страны на свободу вероисповедания, и каждый верующий, независимо от своих религиозных убеждений, может обращаться к Всевышнему там, где посчитает возможным. И все же было в этом действе на парковой лужайке что-то противоестественное.

А дальше следовало продолжение. Чтение молитвы заканчивалось, и наступала очередь дискуссий на религиозные темы. Для общения молодые люди даже облюбовали в парке одну из беседок.

Как теперь стало известно, содержание разговоров в тени хвойных аллей носило далеко не безобидный характер. В группе явно выделялся лидер — 25-летний Семен Максимов (имя и фамилия изменены по этическим соображениям). В своих речах Максимов пытался убедить сотоварищей в преимуществе ислама над другими религиями, называл Россию «кяфирским» государством, то есть страной неверных, с которой надо вести войну. Разумеется, деятельность доморощенного проповедника не могла не попасть в поле зрения органов безопасности. В апреле нынешнего года сотрудники областного УФСБ задержали Максимова, липчанина заключили под стражу и ему было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ: в совершении публичных призывов к осуществлению экстремистской и террористической деятельности и оправданию терроризма.

Неофиты нашего времени

Семен Максимов — типичный представитель сравнительно нового для России явления — неофитизма. Несколько лет назад он добровольно принял ислам. Искать ответ на вопрос о мотивах такого поступка крещеного в православии человека — дело почти бесполезное. Чужая душа — потемки. Сам Максимов утверждал, что идеи ислама очень близки его внутренним убеждениям. И, скорее всего, Семен не лукавит. Ярый неофит уже сумел обратить в новую веру с десяток липчан, в том числе собственного отца и двух родных братьев.

Увлечение исламом началось лет семь-восемь назад, еще во время учебы в ЛГПУ. Возможно не последнюю роль в «сдвиге» мировоззрения 18-летнего студента сыграло общение с приятелями-мусульманами. С одним из них Максимов вместе учился, с другими общался, посещая спортивную секцию. Известно, что Максимов имел дружеские отношения на протяжении многих лет с неким Русланом. В 2012 году они вместе побывали в Азербайджане, откуда привезли литературу по исламу. Примечательно, что первоначально религиозные наклонности липецкого неофита никак не проявлялись внешне. В пед­институте студент Максимов был на хорошем счету и ничего необычного в его поведении однокурсники не замечали. В армии Семен попал в воздушно-десантные войска и по окончании службы получил (наверное, вполне заслуженно) отменную характеристику. Образцовому десантнику даже дали рекомендацию для возможной дальнейшей работы в… силовых структурах. Сегодня такое пожелание вызывает невольную улыбку. Впрочем, положительно Максимов характеризуется и по нынешнему месту работы. Он — педагог, преподает в одной из липецких школ. По иронии судьбы, учит детей основам безопасности жизнедеятельности.

А еще у Максимова была поездка на Кипр. Туристический вояж почему-то не сложился. Липчанин оказался без средств к существованию и его приютили в одной из местных мечетей. Пребывание на Кипре — одна из наиболее неизвестных страниц в биографии нашего героя. Можно только догадываться, с кем он знакомился и общался в тот период. Во всяком случае, после возвращения в Липецк его взгляды на ислам стали еще более радикальными. В кругу своей «паствы» проповедник не стеснялся в выражениях. Порой речи неофита носили явно подстрекательский характер. В них мало было что от религии, зато с избытком хватало экстремистских призывов. Впрочем, что удивляться, если к тому времени религиозным идолом для него стал небезызвестный Саид Бурятский, один из идеологов ваххабизма на Северном Кавказе и по совместительству боевик, уничтоженный в Дагестане несколько лет назад в ходе контртеррористической операции.

«Не каждый, кто делает намаз, попадает в рай», — учит Саид Бурятский, а чтобы это случилось, поучает он, правоверный мусульманин должен совершить то, что принесет неверным боль и страдания.

Видимо, чтение в одиночку подобных человеконенавистнических наставлений Максимову показалось недостаточным, и он решил выложить откровения Бурятского, Доку Умарова и некоего амира Абу Усмана на интернетовской странице «ВКонтакте». Так на страницах, зарегистрированных под именами «Роман Борзый» и «Миха Клюев», в свободном доступе появились видеоролики с выступлениями Саида Бурятского и иже с ним. Чуть позже Максимов разместил экстремистские видеоматериалы на странице некой Амины Дмитриевой. Сей псевдоним принадлежал липчанке по имени Инна. После знакомства с Максимовым девушка приняла ислам. Молодые люди поженились (брак был недолгим), соблюдая правила шариата. При этом «наставник» поставил условие невесте: если с мужем что-то случится, она должна себя взорвать…

Идет «шахид» по городу

Как-то один из местных телеканалов провел показательный эксперимент. Девушку-корреспондента облачили в одежду «черных вдов». В таком одеянии мнимая шахидка около часа гуляла по центру Липецка. Променад удался. На незнакомку никто не обратил внимания. Прохожие проявили завидную толерантность, хотя внешний вид журналистки вполне реально ассоциировался с образом известных террористок-смертниц в столичном развлекательном центре на Дубровке.

Это, к слову о нашей бдительности.

С тех времен утекло немало воды. Количество террористических актов в России сократилось в разы. Усилия спецслужб приносят свои положительные результаты. И все же говорить об абсолютной безопасности еще очень рано. Тактика террористов меняется. Трюк телевизионщиков с подставной «шахидкой» с Кавказа вряд ли уже актуален. Не удивляйтесь: на месте красавицы с восточной внешностью теперь вполне может оказаться девушка славянского происхождения.

Совсем недавно общественность Великобритании пережила нечто подобное шоку. Поводом для разразившегося в стране громкого скандала стала просочившаяся в прессу информация о молодых британках, решивших посвятить свою жизнь защите идей ислама. Речь идет о подданных королевства (некоторые из них едва достигли совершеннолетия), тайно отправившихся воевать в Сирию на стороне боевиков. Правда, случившееся вряд ли можно назвать неожиданностью для английских спецслужб. Давно не секрет, что международные террористические организации ведут масштабную работу по рекрутированию в свои ряды приверженцев радикального ислама. В том числе в России. Это в очередной раз подтвердил на прошедшем на днях заседании Национального антитеррористического комитета директор ФСБ РФ Александр Бортников, отметив, что продолжается вербовка российских граждан для участия в бандформированиях, действующих не только в Северокавказском регионе, но и на территории третьих стран, в частности в Сирии. По словам главы ФСБ, «потоковый характер приобрела также практика подготовки в зарубежных исламских образовательных центрах проповедников из числа россиян, которые по возвращении на родину ведут пропаганду деструктивных религиозных идей».

Особенно их влияние ощутимо в регионах, где большинство населения составляют мусульмане. Однако поле деятельности исламистских фундаменталистов все больше распространяется на территорию Центральной России. И надо признать — небезуспешно. У радикалов появляются последователи. Пока их не очень много, но ваххабистские идеи (не следует путать с традиционным исламом — В.М.) они несут в народные массы весьма напористо, с одержимостью, достойной лучшего применения.

«Заблудшие овечки»

К счастью, о востребованности проповедников вроде Максимова в нашем регионе говорить не приходится. Круг их приверженцев достаточно ограничен. Тем не менее, тенденция к увеличению числа неофитов существует. В группе риска — молодежь, и прежде всего девушки. В окружении Максимова было несколько молодых особ, принявших ислам. Как сложится их дальнейшая судьба — предполагать трудно. Так называемые мусульманки славянского происхождения сегодня под прицелом радикальных исламистов, вынашивающих свои зловещие планы. Конечная цель хорошо известна — подготовка террористок-смертниц, готовых совершить самоподрыв. А обработка «заблудших овечек» начинается как раз на уровне полуподпольных проповедников. Свое «миссионерство» последние стараются не афишировать, но, как теперь становится понятно, не чураются публичности, тиражируя ваххабистские идеи. Идет зомбирование молодых душ. Иногда зерна лжи падают на благодатную почву. «ЛГ» известно, по крайней мере, о двух случаях, когда молодые липчанки приняли ислам. Можно привести и другой не менее примечательный пример. Из источника, близкого к спецслужбам, «ЛГ» стало известно о жительнице одного из соседних регионов, перебравшейся некоторое время назад в Сирию для участия в военных действиях под знаменами джихада. Велика вероятность того, что девушка пополнила ряды боевиков «Исламского государства». Кто знает, какие и чьи проповеди слушала россиянка перед тем, как отправиться на войну с «неверными».

Сура 2 аят 191

При обыске в квартире Максимова сотрудники УФСБ изъяли целую библиотеку религиозной литературы. Среди книг по исламскому вероучению особое внимание оперативников привлек трехтомник толкования священного Корана в переводе одного ученого автора. И вот почему.

Существует несколько переводов Корана. Обнаруженный у Максимова вариант его толкования, как считают специалисты-исламоведы, является весьма радикальным. Многие пояснения Корана в трехтомнике вполне совпадали с ваххабистскими воззрениями Максимова. Например, сура 2 аят 191, где якобы говорится о том, что надо убивать многобожников (неверных). Но такое прочтение в корне неверно, поскольку Коран нельзя интерпретировать, вырывая из контекста отдельные положения. Тот же аят 191 надо читать в совокупности с другими аятами, где сказано, что Всевышний не любит тех, кто начинает войну. Эти мысли пытался донести до сознания Максимова мулла одного из мусульманских молельных домов (в Липецке их два), куда молодой человек приходил на пятничные молитвы. Но, похоже, особого успеха наставления священнослужителя не имели.

Зато отрезвляюще на Максимова подействовало заключение под стражу. Семь месяцев пребывания в СИЗО — вполне достаточный срок, чтобы осознать ошибки. В ходе следствия Максимов полностью признал свою вину в совершенных преступлениях и ходатайствовал перед судом об особом порядке рассмотрения дела. Такой порядок судопроизводства позволяет на две трети уменьшить срок предполагаемого наказания. Будут также учтены истинное раскаяние подсудимого, активная помощь в расследовании преступлений, наличие малолетнего ребенка. Оглашение приговора планируется в ближайший понедельник в Октябрьском районном суде Липецка.

* * *

В продолжение темы

Сотрудники ФСБ России за последние две недели задержали десятки подозреваемых в финансировании и вербовке бойцов для «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. Об этом информагентству «Росбалт» сообщил источник в спецслужбе. В частности, мероприятия ФСБ РФ прошли в Башкирии и Москве. В столице задержаны шестеро работников одного из автосервисов, в том числе и директор. Все они являются выходцами из Азербайджана.

«Раньше это были нормальные ребята-трудяги, а где-то год назад сошлись с лицами, исповедующими радикальные формы ислама», — сказал собеседник «Росбалта». После этого, по его словам, появилась информация, что часть средств, получаемых автосервисом, уходила в Сирию. Кроме того, в Москве задержаны еще несколько выходцев с Кавказа и из Средней Азии, которые либо переводили деньги на поддержку ИГ, либо пытались найти добровольцев для участия в военных действиях в Сирии.

Аналогичные операции проведены и в ряде других регионов России.