г. Липецк, ул. Московская 30, каб. 5-399, Гриев Андрей Иванович

Антитеррористический портал

 Липецкого государственного технического университета

Меры, осуществляемые в 2010-2012 гг. в целях противодействия экстремизму

Экстремизм в современной России признан одной из национальных угроз. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан».

О неприемлемости  проявлений экстремизма говорил В. В. Путин 12 декабря 2012 г. в Ежегодном Послании Федеральному Собранию: «на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России»

С целью координации усилий различных ведомств по противодействию экстремизма Указом Президента была создана Межведомственная комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации.

 

Межведомственная комиссия  является межведомственным органом, образованным в целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

 

Решения Межведомственной комиссии, принимаемые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, представленными в Межведомственной комиссии.

 

Основными задачами Межведомственной комиссии являются:  подготовка предложений Президенту РФ и Правительству РФ по формированию государственной политики в области противодействия экстремизму, по совершенствованию законодательства РФ в этой области;  подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в РФ и представление их Президенту РФ не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;  разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий;  обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремизму, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;  разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму;  участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений РФ;  мониторинг, анализ и оценка состояния противодействия экстремизму в РФ, а также выработка мер, направленных на совершенствование деятельности в этой области федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;  организационно-методическое руководство постоянно действующими рабочими группами по вопросам гармонизации межэтнических отношений в субъектах РФ.

 

Для осуществления своих задач Межведомственная комиссия имеет право:  принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений;   вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ или Правительства РФ;  создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений Межведомственной комиссии;  запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц; заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам противодействия экстремизму; привлекать для участия в работе Межведомственной комиссии должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия).

 

Для реализации решений Межведомственной комиссии могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента РФ, а также проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке. В случае если указанные проекты были рассмотрены и одобрены на заседании Межведомственной комиссии, их согласование с государственными органами, представители которых присутствовали на заседании, при представлении проектов на рассмотрение в установленном порядке не требуется.  Федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав Межведомственной комиссии, принимают акты (совместные акты) для реализации решений Межведомственной комиссии.

 

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Межведомственной комиссии. Решение президиума Межведомственной комиссии принимается большинством голосов от общего числа его членов и оформляется протоколом.

 

В состав Межведомственной комиссии входят: Министр внутренних дел РФ (председатель Межведомственной комиссии);  Директор ФСБ России (заместитель председателя Межведомственной комиссии); Министры культуры,  обороны,     образования и науки,   регионального развития,    связи и массовых коммуникаций, спорта, туризма и молодежной политики,  юстиции РФ;  Председатель Следственного комитета РФ, Руководители ФТС и Росфинмониторинга РФ; Директоры СВР, ФМС; Начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (ответственный секретарь).

 

В работе Межведомственной комиссии принимают участие полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, главы субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, средств массовой информации, правозащитных и других общественных организаций, всех основных религиозных конфессий.

 

С момента образования Комиссии проведены 12 её заседаний, в том числе восемь выездных во всех федеральных округах. В них принимали участие полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, главы субъектов, руководители территориальных правоохранительных органов и других региональных органов власти, представители общественных организаций, религиозных конфессий и СМИ.

 

По их итогам приняты протокольные решения, даны необходимые поручения, которые направлены для исполнения в соответствующие министерства, ведомства и субъекты Российской Федерации. Обеспечивается межведомственное взаимодействие и координация их исполнения.

 

19 декабря 2012 года в Москве состоялось 12-е заседание Межведомственной комиссии, проведенное в формате подведения итогов деятельности МВК за время ее существования. В рамках прошедшего мероприятия заслушан доклад ответственного секретаря Комиссии, обсуждены перспективы на ближайший и долгосрочный периоды и утвержден План работы на 2013 год.

 

В целом с момента создания Межведомственной комиссией был проделан значительный объем работы, приняты решения, направленные на изменение действующего законодательства в целях совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности. В частности, о внесении изменений в Федеральные законы РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», «О некоммерческих организациях» и в статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся усиления ответственности за проведение несанкционированных массовых публичных акций и нарушений в миграционной сфере. Наряду с этим выработан комплекс мер, направленный на профилактику терроризма и экстремизма, формирование российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма в молодёжной среде.

 

Кроме того, активно обсуждались вопросы о совершенствовании системы и методики проведения судебных экспертиз по уголовным делам и исследований в рамках проверок по информационным материалам, содержащим признаки экстремизма, о возможности и целесообразности правового регулирования обязательного получения лицами, осуществляющими религиозную деятельность, теологического образования в учебных заведениях на территории Российской Федерации.

 

Наряду с этим, под эгидой Межведомственной комиссии  создана возглавляемая начальником ГУПЭ МВД России межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии экстремизма в средствах массовой информации и сети Интернет. До настоящего момента проведено две встречи в данном формате.

 

  1. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации  от 26 июля 2011 г. № 988 [Электронный ресурс]    // Информационно-правовой портал «Гарант».  Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12088334/
  2. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации  от 12 декабря 2012 г. Стенограмма. [Электронный ресурс]  // Официальный сайт Российской газеты. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]   // Информационно-правовой портал «Гарант».  Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/
  4. Справка о деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации[Электронный ресурс]   // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Режим доступа: http://mvd.ru/mvd/sovorg/mejved

 

Афанасьева Юлия Леонидовна Доцент кафедры Общих правовых дисциплин Курская ГСХА