г. Липецк, ул. Московская 30, каб. 5-399, Гриев Андрей Иванович

Антитеррористический портал

 Липецкого государственного технического университета

Русско-кавказский конфликт: истоки и перспективы разрешения

В последнее время участились случаи экстремистских действий по отношению лиц кавказкой национальности, в рамках этой статьи хотелось бы рассмотреть предпосылки, причины и пути выхода из сложившейся ситуации.

Основная проблема это некий образ врага, который по представлениям некоторых жителей нашей страны находится на Кавказе. Джордж Оруэлл писал: «Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно — и должно — изменить».

Нередко освоение Россией Кавказа пытаются свести лишь к Кавказской войне, преднамеренно рассматривая ее изолированно от всей истории этого региона. В действительности же отношения русского и кавказских народов нельзя ограничить столь узкими временными рамками.

Еще до начала XVI в. низовья Терека стали заселяться русскими вольными людьми. Между русским и коренным населением завязывались тесные контакты, заимствовались обычаи и привычки. Эти отношения являлись основой мирного сотрудничества еще задолго до появления в этих местах представителей царской власти.

Начиная с середины 50-х гг. XVI в. к Ивану Грозному обратилось большинство феодальных владетелей Кавказа с просьбой «беречи их от всех сторон». Таким образом, Кавказ был добровольно присоединен к России.

В 1722 г. русская армия под командованием Петра I, отвоевала у Персии, которая совершала многократные походы на эту территорию, все дагестанское побережье с Дербентом включительно. Это не могло положительно не сказаться на Русско-Кавказких отношениях того времени.

Всё осталось бы так, если бы не противоречия России и Турции. Турция, будучи не в состоянии открыто противостоять России, приложила, немала усилий для подстрекательства местного населения против российских властей.

В XIX в., во многом с подачи турецких властей, Кавказ раздирали межэтнические, социальные, межрелигиозные противоречия. Горцы, привыкшие жить в соответствии со своими обычаями, весьма негативно реагировали на попытки навязать им российские законы.
Большие потери местного населения убедили лидеров горцев, в частности имама Шамиля, к необходимости жить в дружбе с Россией. После окончания Кавказской войны начался мирный этап в развитии российско-кавказских отношений.

Спустя меньше 200 лет, ситуация на Кавказе опять обострилась. Во многом с подачи средств массовой информации большая часть страны уверены в том, что нет у русских врага страшнее, нежили жители Кавказа.

Первая чеченская война (1994—1996 гг.) была скорее необходимостью, нежели средством защиты. Несомненно, именно она является началом всех бед. На тот момент война была необходима для дальнейших нормальный взаимоотношений.

Основная причина второй чеченской войны (1999-2000 гг.) – показательная агрессия со стороны России. Перед президентскими выборами 1999 г. для победы авторитарного кандидата В.Путина, необходимо было создать в стране атмосферу страха и напряженности. В таких случаях люди охотнее голосуют за кандидата, соответствующего типажу «сильной личности», «твердой руки», «защитника от опасностей».

После краткой истории русско-кавказких отношений становится понятно, что притязания во все времена были спровоцированы и подогревались искусственно. По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа».

В настоящее время количество националистов, которые пытаются противодействовать Кавказу, резко увеличилось. Основная причина этого – подогревание извне.

В-первых, ненависть между субъектами Российской Федерации выгодна, недружелюбно настроенным к нам странам. Говорить, что Кавказцы – угроза № 1 русской культуре, есть абсурд. И напротив – абсурд для кавказцев говорить о неких «русских репрессиях». Кто финансирует террористов на Кавказе? Западные цивилизованные люди с удовольствием помогают террористам получать финансирование, хотя иногда всё работает и через Саудовскую Аравию.

Во-вторых, толи с подачи запада, толи по собственной инициативе многие журналисты, работающие в прессе и на телевиденье, только и делают, что заостряют внимание на агрессии лиц кавказкой национальности. Даже такая уважаемая многими программы, как «Время», «Вести», «События» не скупятся на обвинения. О правонарушениях со стороны лиц кавказкой национальности там говорится чаще, чем об остальных криминальных сводках. В октябре 2012 г. в прокуратуру Чечни поступило заявление от местного журналиста с просьбой проверить высказывания известного телеведущего Владимира Соловьева на предмет разжигания межнациональной розни. Подозрения в этом правонарушении вызвал эфир передачи В. Соловьева «Полный контакт».

В-третьих,  власти, понимая необходимость борьбы с миграцией, но, не имея возможности закрыть её легальным путем, вынужденно пробегать к настроению населения против лиц кавказкой национальности. Проведение националистической политики запрещено многими международными документами, поэтому подстрекаются граждане.

Кроме этого, многие фильмы провоцируют на ненависть к жителям других субъектов нашей страны. В пример приведу только несколько «Блокпост», «Не отрекаются любя», «Август восьмого», «Грозовые ворота»,  «Виктория». Все сюжеты фильмов сводятся к одному – большинство жителей Кавказа являются агрессивными фанатиками. Лояльно настроенных к русским людей – единицы.  Многие, считая себя борцами за правое дело, а на деле поддавшись провокации, по собственной инициативе разогревают межнациональную рознь.

Существует ли реальная угроза России со стороны Кавказа? Разумеется, да, но не больше, чем от других народов нашей страны. Рассмотрим только реальные угрозы и попробует оценить их значимость.

Во-первых,        этническая преступность. Пожалуй, самая серьезная из существующих проблем. Действительно, многие   выходцы с Кавказа ведут себя крайне не корректно, иногда агрессивно. В то же время, это не повод ненавидеть абсолютно всех.

Во-вторых, угроза из среды радикально настроенных исламистов, она вполне реальна. Результаты опроса, проведенного среди двух тысяч жителей Северокавказского региона, выявили большие различия в степени толерантности местного населения в отношении представителей иных религиозных конфессий. По словам руководителя информационного агентства Caucasus Times Ислама Э. Текушева, только в Чечне количество заявивших о своем отрицательном отношении, например, к христианству, составило почти половину опрошенных – 44 %.  В то же время, нам не следует забывать, что в Россию приезжают в основном традиционные исламисты, чья вера во многом схожа с христианской.

Таким образом, проблематика русско-кавказских отношений, несмотря на всю свою глубину, имеет пути решения. Необходимо увеличить наказание за разжигание межнациональной розни. Необходимо адекватно представлять российскую историю, в том числе историю русско-кавказских отношений, о чем, кстати, недавно  говорил Президент РФ В. В. Путин.   Важно уметь  анализировать информацию из средств массовой информации, это поможет не поддаваться на провокации со стороны радикалов.   Наконец, воспитание толерантности и уважение к чужой культуре – залог хороших отношений между народами.

 

Россия и Кавказ: вечный конфликт. // Вопросы истории. -2010. -№ 6. –С. 56-61.

Радикальный ислам. // Родина. -2000. № 10. –С. 32-36.

Афанасьев Павел Андреевич, Ученик 10 класса, Школа № 22