Проблема толерантности в молодёжной среде
В настоящее время проблема толерантности в молодёжной среде стоит очень остро и становится всё более актуальной, что неоднократно подтверждается многими фактами, освещенными СМИ. К примеру, можно привести лишь некоторые недавние события:
17 ноября 2011 года стало известно, что в Перми осквернено здание Архиерейского дома на Комсомольском проспекте. Неизвестные с помощью баллончиков с черной и синей краской нанесли на стены надпись: «Мой бог меня рабом не называет!!! Все еще веришь в Христа?»;
11 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге около 18.40 на Московском проспекте группа примерно из 25 молодых людей на вид 15-19 лет человек напала на прохожего 20-летнего уроженца Узбекистана.
22 февраля 2012 года в Приморском районе Санкт-Петербурга, на железнодорожном мосту на проспекте Испытателей было вывешено два самодельных националистических баннера: «Вернем Россию русским» и «Скажи мигрантам нет».
И это лишь небольшая часть фактов за последнее время. Согласно сообщениям информагентств проявления интолерантности отмечаются практически ежедневно и степень их тяжести различна: от агитационной деятельности, до непосредственной деятельности экстремистских групп. В сети интернет появляется всё больше сайтов с содержанием экстремистских материалов и правоохранительным органам становится труднее с ними бороться.
Всё это связано с тем, что в России представлено свыше 180 национальностей, при этом русские, как титульная нация, составляют около 80% населения из 143 млн. жителей.
Также Российская Федерация является многоконфессиональной страной, но сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях, так как закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. По данным всероссийского опроса, проведённого Всероссийского центра изучения общественного мнения в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:
Православие — 75 %
Ислам — 5 %
Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
Другие конфессии — около 1 %
Неверующие — 8 %
В нашем регионе существует проблема интолернатного отношения к иностранным гражданам, которое выражается в неоднократном возникновении конфликтов на почве межнациональной неприязни. Поэтому работа по формированию толерантности среди учащейся молодежи, безусловно, необходима и успешно проводится в академии уже не первый год. Фактов участия студентов Курской ГСХА в различного рода конфликтах на национальной почве, экстремистских и других подобных организациях не зафиксировано. Вместе с тем, имеются отдельные студенты, придерживающиеся радикальных взглядов. В связи с этим в воспитательный план вуза и факультетов включен целый ряд мероприятий, направленных на формирование толерантности, в которых принимают активное участие студенты-иностранцы, профессорско-преподавательский состав академии, кураторы групп и студенты.
Формы этих мероприятий различны. Среди них можно выделить: советы по воспитательной работе, открытые кураторские часы с приглашением представителей различных национальных культур,презентации национальных кухонь, межфакультетские конкурсы «Мисс и Мистер толерантность», «Круглые столы», диспуты, публикация материалов антиэкстремистской направленности в общевузовской газете «Знамя» и на антитеррористическом портале официального сайта Курской ГСХА. Неоднократно внимания студентов заслуживала проблема толерантности в рамках СНО.
Особенно хотелось бы отметить важную роль студенческого актива факультетов академии в распространении идей толерантности, так как благодаря неформальному межличностному общению ему удается гораздо легче и доступнее донести информацию до большинства студентов. Поэтому проходят регулярные встречи студенческого актива факультетов с помощником ректора академии по вопросам безопасности, в ходе которых объясняется концепция и позиция руководства России в сфере противодействия экстремистской и иной противоправной деятельности.
Задача вуза – подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и социально адаптированную, психологически устойчивую и морально «здоровую» личность, готовую принимать реалии современной жизни, людей с различными политическими, религиозными, мировоззренческими и иными установками и суждениями, уважать самобытность и уникальность культур народов мира.
На наш взгляд, работу по формированию толерантных установок в молодежной среде необходимо продолжить, используя интересные формы и методы воспитательной и просветительской работы в учебных заведениях, по итогам которой толерантность должна стать социальной нормой жизни.
В.С. Шевченко – студент 3 курса, агро-технологического факультета Курской ГСХА.