г. Липецк, ул. Московская 30, каб. 5-399, Дмитриев Павел Владимирович

Антитеррористический портал

 Липецкого государственного технического университета

Административно-правовые методы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации

Религия является неотъемлемой частью современного общества, изначальной базой, на основе которой формируется мировоззрение любой личности. Религиозные принципы призывают человека к справедливости, нравственности, взаимопомощи, а так же всесторонней защите своей веры. Именно последнее положение является одним из наиболее неоднозначных и опасных, способных превратить миролюбивую паству в фанатичную армию. Мировая история изобилует примерами подобных перевоплощений. Многочисленные религиозные войны в Древней Греции подорвали жизнеспособность некогда могущественного государства, религиозные разночтения в несколько раз разрывали на части некогда единую Европу, а так же уничтожали многочисленные мусульманские халифаты[1]. В руках фанатиков вера способна превратится в оружие, не менее грозное, чем меч или автомат.

Религиозный экстремизм является оборотной стороной любой религии, выражаясь в наиболее крайних течениях и радикальных методах борьбы с инакомыслием. В современной России религиозный экстремизм – явление новое, но наложившее печальный отпечаток на ее историю. Наше государство всегда являлось многоконфессиональным, в котором мирно жили представители различных вероисповеданий. Попытка одной конфессии возвысится над остальными произвела бы эффект социального взрыва, что и произошло в 90-е годы прошлого века[2].

Военные операции в Чеченской Республике превратили религию в оружие. Медиасфера пестрила новостями об ужасных последствиях действий экстремистов: открытое противостояние федеральным властям в Чечне и Дагестане, взрывы в Москве и многих других городах, расстрел и запугивание гражданского населения, все это реальные примеры кровавых действий преступников. Опасность экстремистской деятельности скрывается в неэффективности борьбы с ней «традиционными» способами, которых   обычно достаточно для предотвращения деятельности вооруженных бандформирование.

Деятельность религиозных экстремистов скрыта от чужих глаз, неосведомленный человек зачастую не заметит разницы  между законопослушным гражданином и фанатиком, полностью готовым к совершению преступления. В связи с этим появилась необходимость законодательного закрепления мер борьбы с новым источником общественной опасности. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» исправил существующие пробелы в правовой базе.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях[3], административно-парвовая ответственность устанавливается за: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; производство и распространение экстремистских материалов.

Статья 5.26 КоАП РФ содержит важные меры, направленные на противодействие религиозному экстремизму. Преступники – фанатики, для достижения поставленных, задач не гнушаются откровенно вандальскими методами, невзирая на чувства верующих. Кроме того, данная изучаемая норма затрагивает проблему деятельности религиозных объединений, которые экстремисты зачастую используют для рекрутирования новобранцев, а так же лоббирования интересов. Роль религиозных объединений, в процессе поиска новых членов бандитских формирований, весьма велика. Нередко экстремистами становятся не отъявленные преступники, а законопослушные граждане, подвергнутые психологическому давлению со стороны священнослужителей. Изобличить такого правонарушителя крайне сложно, так как он внешне ничем не выделяется из толпы, часто даже близкие родственники ничего не подозревают о тайной деятельности члена своей семьи.

Статья 20.3. определяет меры ответственности за приобретение, изготовление, распространение и сбыт экстремистской символики. Широкое распространение в Российской Федерации сети интернет открывает для экстремистов ряд потенциальных возможностей по продвижению собственной  идеологии и символики, а так же создает большие трудности для обнаружения преступников правоохранительными органами. Интернет – это доступность и бесконтрольность. В сети каждый желающий может без труда найти интересующую его информацию. Несмотря на все попытки со стороны государства обуздать «информационную паутину», преступники изобретают все более изощренные способы получения доступа к чужим компьютерам и умам. Экстремистская символика теперь не так наглядна и очевидна, но любой пользователь может без особых затруднений отыскать ее среди тысячи разнообразных сайтов.

На практике, сложности так же могут возникнуть непосредственно с определением и разграничением экстремистских материалов, так, в соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ, таковыми признаются только включенные в опубликованный федеральный список. Строгая кодификация данного положения имеет как плюсы, так и минусы. К сожалению, законодатель технически и в силу ряда процедурных причин не может отразить в правовом акте все виды и типы запрещенных материалов и символики, в связи с чем, преступники всегда остаются а шаг впереди.

Административно-правовое противодействие экстремистской деятельности выражается не только в комплексе мер по осуществлению наказания преступников, но и в ряде профилактических мероприятий, ведь любое преступление лучше предотвратить, чем расследовать. Превентивные меры могут быть заложены в образовательные программы для школьников, так же эффективным методом выступает проведение специальных общественных акций и тренингов, направленных на изобличение опасности деятельности экстремистов.

Таким образом, административно-правовые методы противодействия религиозному экстремизму образуют целый комплекс мер, направленных не только на наказание преступника, но и на осуществление превентивных мероприятий.


[1] Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // – М.: «Слово”/ Конституционное и муниципальное право, 2010г, №7

[2] Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // -М.:”Российская газета”, N 256, 31.12.2001

 

Губанов А.В., студент 4 курса специальности «Юриспруденция» АОУ ВПО Курской области Курская Академия государственной и муниципальной службы